ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Николаевской

Меню сайта

конкурс "Лучшая библиотека"

 

 

 

 

 

 

Конкурс 
"Библиотекарь 
Кубани 2008год"

 

 

 

 

 

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей с отклонениями в развитии VIII вида

ст-цы Николаевской Краснодарского края

 

 

 

 

                                        Заведующая библиотекой

                                        Кучапина Тамара Васильевна

 

 

 

 

 

 

Наше общество переживает период всеобъемлющих и стремительных перемен. Как всегда, в переломные эпохи наиболее  уязвимая часть общества – дети. Потеря материальной стабильности, социальная дезадаптация взрослых выталкивает многих детей на улицу, ввергает в ситуацию социального сиротства. Статистика социального сиротства в современной России обозначает масштаб и драматизм явления.

Решение этой кричащей проблемы потребует усилий всего общества, всех его социальных институтов, в том числе, и учреждений культуры. Свой вклад в социальную реабилитацию детей-сирот может и должны вести школьные библиотеки.

При этом школьная библиотека - особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге, «она, подобно Пигмалиону, лепит из него читателя». От того,  как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно в детях!

Трудность подростка проявляется в неумении себя вести в соответствии с общепринятыми нормами, в негативном отношении к школе, уклонении от своих обязанностей, грубости, недисциплинированности, одним словом, это человек, которого упустили, не воспитали.

Каковы могут быть влияния книги и чтения на жизнь и самоощущение детей, оказавшийся в сложной социальной ситуации.

Во-первых, книга для трудных детей, конечно, источник знания. Они очень много не добрали в своей детской жизни – впечатлений, знаний, умений, в их сознании огромные познавательные провалы. Для таких детей характерен синдром «суженного сознания» - зацикленности на одном круге впечатлений и переживаний, что приводит к почти полной блокаде ресурса личностного развития. Книга размыкает границы ущербного опыта жизни юных социальных изгоев, переключает эмоциональный регистр впечатлений, обозначает перспективы дальнейшего движения жизни. Одновременно книга обучает приемам познания, помогает систематизировать, упорядочивать хаотичные жизненные наблюдения и впечатления.

Во-вторых, книга может стать очень важным и нужным для этой категории детей ресурсом самопознания и психокоррекции. Ребенку его личная беда представляется  непреодолимой и страшной катастрофой и потому пригибает его к земле. Читая о других жизнях и судьбах, часто не менее трудных, сопереживая героям, то, сравнивая, то отожествляя себя с ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность корректировать свои жизненные установки.

Одновременно книга способствует и эмоциональному высвобождению: сплетенные в тугой узел противоречивые эмоции «разворачиваются» под воздействием художественной реальности, приобретают определенную форму, обретают смысл. Очень важна книга «трудным» детям и как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и комфортного для него коммуниканта,  который не оттолкнет, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми.

Наконец, очень важна в этом случае эстетическая  функция чтения. Книга способна пробудить в ребенке заглушенное уродствами жизни, чувство прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение  творческих реакций очень важно, так как поднимает «кризисных» детей в собственных глазах, дает им ощущение  жизненной перспективы. Но, разумеется, чтобы весь этот богатейший  функциональный ресурс был запущен через направленное педагогическое воздействие.

Сегодня включить книгу в жизнь  детей значительно сложнее, нежели в кризисные периоды прежних эпох. Тогда  книга была для таких детей практически единственным окном в большой мир и потому вызывала жадный интерес. Сегодня вокруг ребенка множество информационных «окошек» - рекламные щиты и экраны, телевидение, разнообразная телекоммуникационная техника, аудиотехника и т. д. Для ребенка, особенно ребенка с большими духовно-интеллектуальными лакунами в развитии, все это значительно адаптивнее, проще, легче, нежели книга, которая требует сосредоточенных усилий. Дети, втянутые в бродяжничество, дети с ослабленной нервной системой, они не способны на серьезные умные и эмоциональные нагрузки, а зачастую и не желают их, так как привыкли жить без ответственности и усилий. Очевидно, что необходима выработка продуманной стратегии включения этих детей в книжную культуру, опирающаяся на реальное значение их исходных проблем и возможностей.

Самое главное – не упустить время: «…Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть», -писал Сухомлинский. Учиться никогда не поздно, а вот в воспитании то, что не заложено в детстве, невозможно наверстать. И наша главная задача развивать и поддерживать в детях привычку чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.

Альберт Лиханов назвал библиотеку последним оплотом, стоящим сегодня на защите детского чтения. Какой же должна быть библиотека?

Главный фактор – та атмосфера, которая царит в библиотеке.  Неофициальная, почти домашняя обстановка, уют, отсутствие спешки, необходимые для успокоения детских нервов и душ. Это зона психологического комфорта, где нет напряженности, журнала, оценок, а есть ощущение покоя, защищенности, чувства благополучного дома, которого так не хватает сейчас многим детям в их настоящих домах, в их семьях. В библиотеке ребенок может осознать себя частицей своего народа через знание истории, культуры и традиций своих предков.  В нашей библиотеке я стараюсь всеми возможными способами создать такую обстановку: комнатные цветы, уголки чтения по возрастным группам, красочно оформленные выставки, привлекающие на себя взгляд читателей. 

 

 

Чтобы диалог «ребенок – библиотека» состоялся, не менее важным фактором является личность самого библиотекаря. Это не просто хранитель книг, а человек, всегда доброжелательно настроенный и к детям, и к взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку, знать их интересы, читательские вкусы. Надо уметь спросить у ребенка,  что ему понравилось, что он хотел бы почитать: разговорить молчуна, найти подход к замкнутым и стеснительным, расположить к себе любого. Быть педагогом и психологом, чувствовать читателя, плюс созданная в библиотеке комфортная атмосфера – все это дает результат: ребенок вновь и вновь приходит в библиотеку!

В библиотеке он обязательно должен самоутвердиться, занять активную позицию полноправного читателя. Любой ребенок, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может участвовать в ее делах. Самое простое и вместе с тем полезное: поработать в «Книжкиной больнице», подклеить книгу, обернуть учебник.

 

 

                

 

Другим примером привлечения детей в библиотеку  является  организация в библиотеке всевозможных игр. Даже пассивные ребята изъявляют желание участвовать в играх. Игра для них – это и образ жизни, и лучший способ научиться чему-либо. Игра, пусть это игра-путешествие с различной тематикой или литературная игра расковывает ребят.  Любая игра немыслима без равенства и сотрудничества. Это одна из форм библиотечной работы, максимально побуждающей читателя к общению с книгой.

     

 

Совместное чтение, так же как игра служит установлению контакта с ребенком и развитию взаимодействия. Бывает, что совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Стараюсь, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, я, тем самым стремлюсь подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Интересное отношение детей к сказкам. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения детей младшего возраста. Знакомясь с ними, они узнают особенности жизни своих предков, учатся доброте и справедливости. Выразительное чтение библиотекаря  с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического  мышления детей с ограниченными возможностями. Обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей.  Поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передавать характеры её героев. От простого чтения – рассматривания книги я перешла к нетрадиционным формам проведения занятий. Применяю кроссворды  к сказкам.  Это очень оживляет проведение опроса. Так как слова – ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детей дочитал книгу до конца.  

Знаменательна приязнь «трудных» детей к стихам. Не потому, что они много читали поэтических текстов, а в их сознании уравнены стихи и песни, так что они питают приязнь не к поэзии, а, скорее, к ритмизированной речи.  Она успокаивает, гармонирует нервные внутренние токи, преобразуя внутренний хаотический «шум» в некую осмысленную «музыку». Интересно проходят конкурсы на лучшего чтеца, в которых участвуют лучшие чтецы с классов.

 

                

 

Периодика – это именно тот пласт,  основой для привлечения детей в библиотеку. Журналы, удовлетворяющие их представления  о комфортном чтении: «красивые», «много картинок», «крупный шрифт». Чтение здесь не требует особенных усилий, так как можно просто перелистывать, рассматривать картинки, слегка скользить по тексту, особенно не сосредотачиваясь и не дочитывая до конца. В нашей библиотеке большой выбор журналов и газет для детей разных возрастов, которые с увлечением читают все ребята. В библиотеке используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями  по самостоятельной работе с газетой:

  • Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
  • Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.

 

 

Нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения   самая разнообразная.    Применяю жанр телевизионной игры в оригинальной форме: «Звездный час», интеллектуальное казино: «Что, где, когда», «счастливый случай», игра-путешествие, «Поле - чудес». Театрализованные формы: «Литературно-музыкальные путешествия», инсценировки. Широко использую и такие формы: конкурс рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы. Без помощи ребят мне  практически невозможно справиться с огромным объемом массовой работы.

 У меня хорошие помощники актив библиотеки.  Они с  увлечением участвует во всех мероприятиях, проходимых в библиотеке. Есть любители протирать и расставлять книги, ремонтировать. Я стремлюсь, чтобы время, проведенное в библиотеке, было для них интересным отдыхом. Поручаю просмотреть формуляры. Рассматривание читательского документа, заинтересовывает ребенка. Он вспоминает собственное чтение, размышляет о количестве и качестве прочитанного, о содержании и системе чтения.

 

 

Эффективной организационной формой общения библиотекаря с читателями являются библиотечные уроки. Одним из важнейших направлений является воспитание информационной культуры чтения.  Проводя занятия, учитываю факторы читательского развития школьника.

  Сознавая, что  дети, выпавшие из семейного «гнезда» и не нашедшие себя в социальной структуре общества, библиотека стремиться вернуть им утраченное ощущение сопричастности своей земле, ее истории и культуре. Дети знакомятся с обрядовой, бытовой, игровой культурой предков.

 

 

               

 

         В школе ведется планомерная и целенаправленная работа по патриотическому воспитанию. В этой работе используются разнообразные пути, средства и формы.  Важная роль в воспитании ребят патриотами своей Родины отводится школьной библиотеке. Её задача состоит в том, чтобы пробудить интерес к героическому прошлому нашего народа, воспитать гордость за свою Родину, раскрыть древнюю и современную историю и могущество страны, привить любовь к национальным традициям, используя историко-краеведческую и художественную литературу. Используя библиотечные формы и методы работы, я прививаю любовь и уважение к старшему поколению. Этому способствует изучение героического прошлого нашего народа, традиций, фольклора.

Выбирая направления работы библиотеки я  не просто ставлю задачу информационного сопровождения педагогического процесса, но стремлюсь открыть детям новое, то, что пригодиться им в жизни, поможем почувствовать себя более комфортно в наше неспокойное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная  культура  личности.

 

Хорошее воспитание невозможно без высокого уровня информационной культуры, как педагогов, так и учеников. В наше время обновляется сам характер воспитания, вводятся новые технологии обучения, вариативны способы и программы. Но главным остается умение учиться быстро, реагировать на эти изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию.

К сожалению, вопросам информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса уделяется еще недостаточно внимания. Чаще речь идет только об учебной литературе. Нужна и художественная, и научно-познавательная, и справочная литература, и периодика в самом широком ассортименте.

Фонд нашей библиотеки в основном удовлетворяет запросы наших читателей. Но не малую роль в комплектовании фондов нашей библиотеки, а значит, и в удовлетворении информационного запроса читателей играет подписка на периодические издания: газеты, журналы.

Школьная библиотека выписывает 25 наименований газет и журналов. Но приобретение, сбор и накопление информации одним комплектованием не ограничивается. Прежде чем довести эту информацию читателю, проводится большая внутри библиотечная работа. Это, прежде всего, просмотр, обработка и расстановка поступившей литературы согласно ББК, ведение и работа по совершенствованию справочно-библиографического аппарата. В библиотеке ведется рабата по алфавитному каталогу, картотека учебников, газетно-журнальная картотека, тематические картотеки. Поэтому важно научить ребенка пользоваться этим разнообразным информационным потенциалом, содействовать развитию его и индивидуальных способностей, его общей культуры.

Помочь сориентироваться в современном потоке информации – основная задача библиотеки. Я помогаю учителям в организации учебного и воспитательного процесса. Поэтому педагог и библиотекарь в этом плане едины.

Работа библиотеки направлена главным образом на активизацию чтения учащихся, на повышение культуры самостоятельного выбора литературы и в конечном итоге на воспитание всесторонне развитой личности.

«Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство», - писал Н.А. Рубакин.

Задача библиотеки не просто формирование библиотечного фонда, но и создание условий для читателей при поиске информации в этом фонде.

Библиотека формирует у читателя определенную культуру работы с информацией, получившую определение – информационная культура. «Информационная культура» личности понимается как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, навыков, обеспечивающих самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей, возникающих, а ходе учебно-познавательной деятельности, с использованием как традиционных, так и информационных технологий.

Информационная культура формируется при взаимодействии с библиотечной средой и бази­руется на библиотечно-библиографических зна­ниях, знании новых информационных техноло­гий и умении пользования ими на практике.

Информационная библиотечная среда, или библиотека, как мы привыкли её называть, обу­чает всем этим навыкам и предоставляет усло­вия для их применения.

«Библиотека — это запасной магазин, ку­да одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост», — сказал в 19 веке Александр Иванович Герцен.

«Библиотека это совокупность условий, способствующих эффективному взаимодейст­вию человека с информацией».

Мы с вами уже знаем, что существует опре­деленный механизм поиска информации в библиотеке. Давайте вспомним, из чего он со­стоит?

•        ББК — существует для систематизации
фонда. Это стройная, научно обоснованная сис­тема структурирования знаний.

состоит из отделов и подотделов по прин­ципу от общего к частному.

индекс — цифровое обозначение каждого деления ББК. Проставляется: на книге и ката­ложной карточке, разделителе на полке и разде­лителе в каталоге.

индекс смешанный бывает цифровой и бук­венный.

СБА библиотеки. Это инструмент поиска информации. Не зная его состава и устрой­ства, не найдешь нужного издания.

Структура:

традиционные каталоги: алфавитный, сис­тематический, предметный.

электронный каталог.

Для каждого вида поиска книг существует свой каталог, у каждого свои цели и задачи.

картотеки: систематическая, тематическая. Для поиска информации, находящейся в перио­дических зданиям, сборниках, трудах разных ав­торов.

АПУ — алфавитно-предметный указатель — к СК (систематическому каталогу) для определе­ния раздела каталога.

ЭК — электронный каталог — библиотечный каталог в машиночитаемой форме.

Интернет.

Запись (библиографическое описание) отобранной литературы. Составление спис­ка литературы по интересующей теме и по­иск книг и статей в фонде библиотеки по ши­фру книги.

Что входит в информационную среду биб­лиотеки:

Тексты (первичные документы: книги, брошюры, периодические издания) на раз­личных носителях).

Вторичные документы (цель — в сжатом ви­де, оперативно оповещать о первичных доку­ментах):

Библиографическое описание документа.

Каталоги.

Картотеки.

Энциклопедии, справочники.

Трудно переоценить значение справоч­ных изданий сегодня.

Все они являются важным средством для са­мообразования.

Любой вариант человеческой деятельности невозможен без информации, он фактически на ней и базируется.

Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать её и дви­гаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия.

Справочные издания отличаются от дру­гих тем, что материал в них расположен в по­рядке, удобном для быстрого разыскания (по принципу «вопрос — ответ»).

Фонд справочных изданий в библиотеках, как правило, стоит отдельно и находится в непо­средственной близости к месту обслуживания читателей либо сосредоточен в читальном зале библиотеки, если таковой имеется.

Эффективность работы со справочными из­даниями обеспечивается их структурой, схожей во многом со структурой любой книги.

Давайте назовем основные элементы книги. В энциклопедических изданиях присутствуют не все названные элементы, и текст состоит из словарных статей. Все словарные статьи расположены в алфавитном или системати­ческом порядке.

Практика выработала много видов справоч­ных изданий. Среди них многотомные универ­сальные энциклопедии, словари, справочники, путеводители, календари. К настоящему времени сложилась четкая система справочных изда­ний, которая делится на три крупных блока:

—     энциклопедические издания (энциклопе­дии и энциклопедические словари);

языковые словари;

справочники.

Сегодня мы с вами познакомимся с пер­вым блоком справочной литературы — эн­циклопедическими изданиями, которые со­держат фундаментальные своды знаний.

Они фиксируют современный уровень позна­ния в какой-либо области науки и практики, от­ражая её максимально полно и всесторонне. На историческом пути развития давались разные определения понятия энциклопедия.

Энциклопедия — от греч. — обучение по всему кругу знаний.

Позднее Вольтер дал более красочное оп­ределение — «Вселенная в алфавитном по­рядке».

Современное определение: Энциклопедия — вид научного или научно-популярного издания, содержащего систематизированный свод зна­ний в виде кратких статей, расположенных в ал­фавитном или систематическом порядке.

Энциклопедии

По структуре различают энциклопедии алфа­витные и систематические.

В зависимости от объема информацииусловно делят на большие (несколько десятков томов), малые (10—12 томов), краткие (4—6 то­мов) и 1—3 томные, обычно называемые энцик­лопедическими словарями.

По специфике отобранного материала эн­циклопедии разделяют на несколько видов:

■       Универсальные — охватывают все отрасли
знания. Особенность — 40—50% материалов
посвящено стране, выпустившей энциклопе­дию.

Британская энциклопедия. 32 т. Имеется в Интернете в свободном доступе.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 82 т. + 4 т. дополнений.

Большая советская энциклопедия (БСЭ). 51 т.

Отраслевые (посвящены отдельной области знаний — литературные, технические, меди­цинские, исторические, музыкальные и т.п.)

Педагогическая энциклопедия, 4 т.

Национальные

Американская энциклопедия

Энциклопедический словарь Мейера (Гер­мания)

Эспаса (Испания)

Региональные (посвящены региону, государ­ству, городу)

Тематические

Лауреаты Нобелевской премии, 2 т.

Библейская энциклопедия

Проблемные

Биографические, в том числе персональные (связанные по всем или нескольким вопро­сам с одним человеком)

 

Лермонтовская энциклопедия — в России

Дантовская энциклопедия — в Италии

■       Энциклопедические словари

Различия между энциклопедиями и энцикло­педическими словарями достаточно существен­ны. В энциклопедиях содержание статьи развер­нуто и многопланово, а в словарях статья лако­нична, содержит определение, краткое толкование.

•        Географический энциклопедический сло­варь

•        Советский энциклопедический словарь.
Признаки энциклопедии:

Полнота информации по данной теме

Системность изложения в каждой отрасли знания (от высшего к низшему). Ссылки — внутристатейные или в виде отсылочных ста­тей), т.к. это необходимый элемент обеспече­ния системности энциклопедии.

Научность, т.е. изложение установленных на­укой и практикой фактов. И, как правило, без описания авторских гипотез и прогнозов.

Возможная объективность при характеристи­ке понятий, событий, биографических данных.

Фактологическая точность.

Лаконичность и популярность изложения.

Наличие определения (дефиниции) в каждой статье.

Схематичность изложения.

Иллюстрации и карты в энциклопедии как не­отъемлемая часть системной научно-спра­вочной информации.

Наличие справочного аппарата: указатели, библиографические и этимологические справ­ки, ударения, библиографические списки.

Из истории:

Кто-то удачно сказал, что в мире много зна­ний, но все они в разных головах. Первые по­пытки собрать их вместе, в одно целое, как в справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Возникла потребность в своде и класси­фикации знаний. В Древнем Египте своеобраз­ные терминологические словари стали появляться уже в конце Среднего царства (2 четв. II тысячелетия до н.э.). Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невеж­ду, помогая ему знать все».

Труды энциклопедического характера обна­ружены в Китае XII—X вв. до н.э. В Греко-рим­ской античности, которая отличалась универ­сализацией взгляда на мир, труды Демокрита (V—IV вв. до н.э.) и Аристотеля (IV в. до н.э.) но­сили энциклопедически всеохватывающий ха­рактер.

Постепенно задача «обучения по всему кругу знаний» формулируется с более конкретной це­лью — сообщить совокупность сведений, содер­жащихся в «семи свободных искусствах» (грам­матике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии). Другие сведения считались практическими и в круг «высокой» на­уки не входили.

Родоначальником европейской энциклопе­дии считается римский писатель и ученый М. Т. Варрон — его «Дисциплины (116—27 гг. до н.э.) содержали обширные сведения по «сво­бодным» искусствам (книга 1—7), медицине (кн.8), архитектуре (кн. 9)

В. Цельс (Цельсий) — «Искусства»

Плиний Старший — «Естественная исто­рия» в 37 книгах (2493 главы), почти полно­стью сохранившаяся до наших дней.

В средние века в Западной Европе возникло множество систематических энциклопедий (они имели названия «Обзоров» или «Зерцал», «ком-педиумов», «сумм»). Они служили большей час­тью учебными пособиями для студентов. Самые известные:

—     составленные доминиканским монахом Винцентом Бове (середина XIII в.) — «Всемирная библиотека» или «Великое зерцало» в 80 книгах и 3 частях.

—     Флорентийцем Латини «Книга сокровищ» в 3 томах на фр. яз.

—     в 14 столетии множество справочников различных типов составлялось в Египте.

—     авторитетной в научном плане стала турец­кая энциклопедия «Ключ счастья», дающая об­зор научных дисциплин по единой схеме: опре­деление области знания — её содержание — ос­новные понятия — пособия для изучения.

—     Китайские энциклопедии средневековья тяготели к максимальной дифференциации, си­стематизации и полноте освещения знаний, на­пример, Энциклопедический словарь 1408 г. включал свыше 20 тысяч книг и сведения о кон­фуцианстве, истории, астрономии, географии, медицине. Написан был в 3-х экземплярах и все они погибли в пожаре.

В Европе 14-16 веков изобретение книго­печатания стимулировало  появление энциклопедий:«Очерки о городских делах» итальянца Р. Маффеи из Вольтеры (Рим, 1506) выдержала 6 изданий. Состояли из 38 книг с описанием со­временного автору мира, включая географичес­кие открытия, биографии знаменитых людей и изложение научных дисциплин.

«Плоды ночной работы, или Полнейшая эн­циклопедия» И. Рингельберга (1541).

«Энциклопедия, или Круг наук как духов­ных, так и светских» П.С. Ликийского (1559).

«Исторический критический словарь» фр. философа Э. Бейля (1695—1697).

Одна из наиболее объемных энциклопедий 18 века «Большой полный универсальный лекси­кон всех наук и искусств» (1732—1750), 68 то­мов, 750 тыс. статей. Причем французские и не­мецкие энциклопедии носили гуманитарный ха­рактер, а английские уделяли больше внимания естествознанию, технике, математике.

Самая знаменитая энциклопедия Нового вре­мени — «Великая французская энциклопедия», или «Толковый словарь наук, искусств и реме­сел» Д. Дидро, Даламбера и их сподвижников в 28 томах. В том числе 17 томов текста, 11 томов иллюстраций, 5 томов дополнительных, 1 том — указатель. Эта энциклопедия — значительный и качественный скачок в развитии энциклопедиче­ского жанра. Именно она определила основные черты энциклопедии, утвердившиеся в 19—20 веках.

«Словарь искусств и наук» (1768— 1771)

«Британская энциклопедия», 3 тома

—     «Немецкая энциклопедия», 23 тома Недаром Дидро и Даламбера называли эн­циклопедистами.

     19 век стал периодом создания националь­ных энциклопедий во многих странах.

В 19 столетии солидными энциклопедически­ми изданиями стали:

«Столичная энциклопедия» Великобрита­нии в 30 т., сочетавшая в себе предыдущие энциклопедии, систематический и алфавитный способы расположения статей.

«Новая Итальянская энциклопедия» в 25 т.

«Шведская универсальная энциклопедия» в 4 т.

«Энциклопедический разговорный словарь» в Германии.

«Большой энциклопедический словарь Мейера» в 46 т.

Создание межнациональных энциклопедий:

—     «Немецко-американская»

—     «Новая универсальная энциклопедия всех
сословий».

Укрепились достижения энциклопедистки в России.

первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов, дошедший до нас в «Кормчей книге» (1282 г., запись сделана нов­городским священником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей). Словарь включал слова в алфавитном порядке.

в 1431 г. появился в Новгороде словарь «Толкование неудобьпозноваемом в писанных речемь...», который содержал и слова разговор­но-бытового характера, кроме церковно-книжных.

в 1627 г. в Киеве появился первый печат­ный труд П. Берынды «Лексикон славеноросский и имен толкование».

в 16—17 вв. в Московском государстве по­является большое количество азбуковников («алфавиты иностранных речей»). Их можно с полным правом считать типом отечественных энциклопедий. Они включали понятия из различ­ных отраслей знаний и представляли круг зна­ний, характерный для Средневековья.

Конец 18 века отмечен в России ростом из­дания словарей и справочников по специальным вопросам:

«Опыт исторического словаря о российских писателях» Н.И. Новикова. 1772.

«Ботанический подробный словарь» А. Мейера. 1781.

«Географический словарь Российского госу­дарства» Л.М. Максимовича. 1788.

«Сельский лечебник, или словарь врачева­ния» М.Д. Чулкова. 1789.

«Лексикон Российский» В.Н. Татищева зани­мает особое место — этот фундаментальный, но незаконченный труд — первая попытка создания национальной энциклопедии.

«Русский энциклопедический словарь» в 16 т.

20 век:

«Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгау­за и И.А. Ефрона в 82 томах + 4 тома дополнений — самая крупная из всех дореволюционных эн­циклопедий, издавалась 1890—1907 гг. Этот словарь имел богатый справочный аппарат и, несмотря на довольно высокую цену, пользовал­ся широким спросом (30 тыс. экз.)

После 1917 года, когда государственной за­дачей стало широкое просвещение народа, эн­циклопедическое дело в России получило очень широкое распространение.

Осуществлен выпуск:

«Крестьянской сельскохозяйственной энцик­лопедии», 7 т.

«Торговой энциклопедии», 5 т.

«Педагогической энциклопедии», 3 т.

А 13 февраля 1925 года было создано специ­альное издательство «Советская энциклопедия», выпустившее:

«Большую советскую энциклопедию» (1 изд. в 1920—1940 в 66 т.; 2 изд. в 1949—1958 в 51 т.: 3 изд. в 1969—1978 в 30 т.)

«Малую советскую энциклопедию»;

«Мифы народов мира»;

«Русские писатели» — многотомный биобиб­лиографический словарь и многие другие изда­ния.

Но ни в одной стране мира не было энцик­лопедий для любознательных детей 9—10 лет. Такая книга вышла впервые в России в 1969 году в 2 томах, а позднее — в 3 томах. Ее название придумал Л. Кассиль «Что та­кое? Кто такой?».

Поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы, как паруса, — и пусть эта книга будет вашим кораблем в без­брежном океане знаний» (Л.Кассиль). Более тысячи ответов дает книга.

В настоящее время справочные издания в библиотеках представлены на традиционных (бумажных) носителях и на нетрадиционных (ба­з

Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz