ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Николаевской

Меню сайта

библиотека - окно в мир трудных подростков

Библиотека – окно в мир для трудных подростков. Наше общество переживает период всеобъемлющих и стремительных перемен. Как всегда, в переломные эпохи наиболее уязвимая часть общества – дети. Потеря материальной стабильности, социальная дезадаптация взрослых выталкивает многих детей на улицу, ввергает в ситуацию социального сиротства. Статистика социального сиротства в современной России обозначает масштаб и драматизм явления. Решение этой кричащей проблемы потребует усилий всего общества, всех его социальных институтов, в том числе, и учреждений культуры. Свой вклад в социальную реабилитацию детей-сирот может и должны вести школьные библиотеки. При этом школьная библиотека - особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге, «она, подобно Пигмалиону, лепит из него читателя». От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно в детях! Трудный подросток, как ему помочь? Слово «трудный» в школе повторяется постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Трудность подростка проявляется в неумении себя вести в соответствии с общепринятыми нормами, в негативном отношении к школе, уклонении от своих обязанностей, грубости, недисциплинированности, одним словом, это человек, которого упустили, не воспитали. Каковы могут быть влияния книги и чтения на жизнь и самоощущение детей, оказавшийся в сложной социальной ситуации. Во-первых, книга для трудных детей, конечно, источник знания. Они очень много не добрали в своей детской жизни – впечатлений, знаний, умений, в их сознании огромные познавательные провалы. Для таких детей характерен синдром «суженного сознания» - зацикленности на одном круге впечатлений и переживаний, что приводит к почти полной блокаде ресурса личностного развития. Книга размыкает границы ущербного опыта жизни юных социальных изгоев, переключает эмоциональный регистр впечатлений, обозначает перспективы дальнейшего движения жизни. Одновременно книга обучает приемам познания, помогает систематизировать, упорядочивать хаотичные жизненные наблюдения и впечатления. Во-вторых, книга может стать очень важным и нужным для этой категории детей ресурсом самопознания и психокоррекции. Ребенку его личная беда представляется непреодолимой и страшной катастрофой и потому пригибает его к земле. Читая о других жизнях и судьбах, часто не менее трудных, сопереживая героям, то сравнивая, то отожествляя себя с ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность корректировать свои жизненные установки. Одновременно книга способствует и эмоциональному высвобождению: сплетенные в тугой узел противоречивые эмоции «разворачиваются» под воздействием художественной реальности, приобретают определенную форму, обретают смысл. Очень важна книга «трудным» детям и как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и комфортного для него коммуниканта, который не оттолкнет, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми. Наконец, очень важна в этом случае эстетическая функция чтения. Книга способна пробудить в ребенке заглушенное уродствами жизни, чувство прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение творческих реакций очень важно, так как поднимает «кризисных» детей в собственных глазах, дает им ощущение жизненной перспективы. Но, разумеется, чтобы весь этот богатейший функциональный ресурс был запущен через направленное педагогическое воздействие. Сегодня включить книгу в жизнь социально-дезадаптированных детей значительно сложнее, нежели в кризисные периоды прежних эпох. Тогда книга была для таких детей практически единственным окном в большой мир и потому вызывала жадный интерес. Сегодня вокруг ребенка множество информационных «окошек» - рекламные щиты и экраны, телевидение, разнообразная телекоммуникационная техника, аудиотехника и т. д. Для ребенка, особенно ребенка с большими духовно-интеллектуальными лакунами в развитии, все это значительно адаптивнее, проще, легче, нежели книга, которая требует сосредоточенных усилий. Дети, втянутые в бродяжничество, дети с ослабленной нервной системой, они не способны на серьезные умные и эмоциональные нагрузки, а зачастую и не желают их, так как привыкли жить без ответственности и усилий. Очевидно, что необходима выработка продуманной стратегии включения этих детей в книжную культуру, опирающаяся на реальное значение их исходных проблем и возможностей. Самое главное – не упустить время: «…Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть», -писал Сухомлинский. Учиться никогда не поздно, а вот в воспитании то, что не заложено в детстве, невозможно наверстать. Альберт Лиханов назвал библиотеку последним оплотом, стоящим сегодня на защите детского чтения. Какой же должна быть библиотека? Главный фактор – та атмосфера, которая царит в библиотеке. Должна быть создана неофициальная, почти домашняя обстановка, уют, отсутствие спешки, необходимые для успокоения детских нервов и душ. Это зона психологического комфорта, где нет напряженности, журнала, оценок, а есть ощущение покоя, защищенности, чувства благополучного дома, которого так не хватает сейчас многим детям в их настоящих домах, в их семьях. В библиотеке ребенок может осознать себя частицей своего народа через знание истории, культуры и традиций своих предков. В нашей библиотеке я стараюсь всеми возможными способами создать такую обстановку: комнатные цветы, уголки чтения по возрастным группам, красочно оформленные выставки, привлекающие на себя взгляд читателей. Чтобы диалог «ребенок – библиотека» состоялся, не менее важным фактором является личность самого библиотекаря. Это не просто хранитель книг, а человек, всегда доброжелательно настроенный и к детям, и к взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку, знать их интересы, читательские вкусы. Надо уметь спросить у ребенка, что ему понравилось, что он хотел бы почитать: разговорить молчуна, найти подход к замкнутым и стеснительным, расположить к себе любого. Быть педагогом и психологом, чувствовать читателя, плюс созданная в библиотеке комфортная атмосфера – все это дает результат: ребенок вновь и вновь приходит в библиотеку! В библиотеке он обязательно должен самоутвердиться, занять активную позицию полноправного читателя. Любой ребенок, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может участвовать в ее делах. Самое простое и вместе с тем полезное: поработать в «Книжкиной больнице», подклеить книгу, обернуть учебник. Другим примером привлечения детей в библиотеку может служить организация в библиотеке всевозможных игр. Даже пассивные ребята изъявляют желание участвовать в играх. Игра для них – это и образ жизни, и лучший способ научиться чему-либо. Совместное чтение, так же как игра служит установлению контакта с ребенком и развитию взаимодействия. Бывает, что совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Интересное отношение детей к сказкам. Знакомясь с ними, они узнают особенности жизни своих предков, учатся доброте и справедливости. Но не все дети склонны доверяться обязательной сказочной победе добра над злом – это представляется им «фальшью», «обманом», «красивой ложью», ведь они уже были свидетелями торжества зла, и им, неведающим законов диалектики жизни, эта сейчасная победа зла представляется абсолютной. Знаменательна приязнь «трудных» детей к стихам. Не потому, что они много читали поэтических текстов, а в их сознании уравнены стихи и песни, так что они питают приязнь не к поэзии, а, скорее, к ритмизированной речи – она успокаивает, гармонирует нервные внутренние токи, преобразуя внутренний хаотический «шум» в некую осмысленную «музыку». К тому же, своеобразие поэтического образа, который минует всякие логические опосредования и воспринимается «прямо в сердце», видимо, легче усваивается такими детьми. Периодика – это именно тот пласт, который может стать основой для привлечения детей в библиотеку. Журналы, удовлетворяющие их представления о комфортном чтении: «красивые», «много картинок», «крупный шрифт». Чтение здесь не требует особенных усилий, так как можно просто перелистывать, рассматривать картинки, слегка скользить по тексту, особенно не сосредотачиваясь и не дочитывая до конца. Нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения может быть самой разнообразной. Даже используя традиционные формы работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать. Можно применять жанр телевизионной игры в оригинальной форме: «Звездный час», интеллектуальное казино «Что, где, когда», «счастливый случай», игра-путешествие, «Поле-чудес». Театрализованные формы: «Литературно-музыкальные путешествия», инсценировки. Широко используются и такие формы: конкурс рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы. Без помощи ребят самому библиотекарю практически невозможно справиться с огромным объемом массовой работы. Выбирая направления работы библиотеки необходимо не просто ставить задачу информационного сопровождения педагогического процесса, но стремиться открыть детям новое, то, что пригодиться им в жизни, поможем почувствовать себя более комфортно в наше неспокойное время. Библиотечный опыт, опубликованный в профессиональной печати, дает представление о поисках российских библиотек в этой сфере. Прежде всего, библиотеки ищут те актуальные точки, через которые соединение этих детей с книжной культурой будет наиболее мотивированным и ограниченным. Так, например, библиотека г. Новосибирска разработала программу по правовому развитию детей –сирот, имея в виду, что ребенок, осознающий свое положение, свои права и социальные перспективы, гораздо более уверенно и менее безболезненно интегрируется в социум и находит свое место в гражданском обществе. Программа призвана способствовать освобождению, выходу ребенка из роли жертвы и принятию позиции полноправного члена общества. В программу входит знакомство с широким кругозором социальной литературы, доступной для ребенка, чтение и обсуждение правовых актов, касающихся прав детей, встречи с юристами и социальными работниками. Возможно в плане, читательских перспектив подобное направление работы слишком прагматично и функционально, но одно несомненно – в такой работе, когда она не формальна, ребята способны почувствовать библиотеку как дружескую себе территорию, способную быть им полезной, что уже безусловный позитив. Более глубокую и тонкую мотивацию в работе с детьми-сиротами ищут библиотеки Екатеринбурга и Хабаровска. Екатеринбургская детско-юношеская библиотека работы с такими детьми взяла тему корней и традиций. Сознавая, что эти дети-изгои, выпавшие из семейного «гнезда» и не нашедшие себя в социальной структуре общества, библиотека стремиться вернуть им утраченное ощущение сопричастности своей земле, ее истории и культуре. Дети знакомятся с обрядовой, бытовой, игровой культурой предков – не только в информационном, но и в интерактивном режиме (потрогать руками, походить в костюме былых эпох, поиграть в старые игры, спеть старинную песню, сделать куколку-оберег и т. д.)ребенок начинает понимать, что он на земле не досадная «случайность», что он – частичка огромного целого. Хабаровская краевая детская библиотека выстраивает работу вокруг природоведческой литературы и проблем экологии. Библиотекари также пытаются наращивать корневую систему, соединяющую «потерянного» ребенка с миром – в данном случае, с миром родной природы. Дети имеют возможность увидеть многогранность, «многоэтажность» природного мира, обилие населяющих его больших и малых существ, единых в отвращении к боли и смерти и в жажде жизни. Ребенок успевший ощутить себя хрупкой былинкой в социальном мире, здесь оказывается «каждой былинке брат», да к тому же еще и старший! Впервые, может быть, он осознает себя как человек полноценный, способный помогать и защищать. Свой путь к «детям беды» нашли библиотекари гг. Томска и Саратова. Здесь главным ресурсом сотрудничества сделали новые информационные технологии. Именно в них библиотекари увидели средство выравнивания не только информационных, и социальных возможностей для этих детей: освоение передовых технологий, связанный с ними свободный и широкий доступ к информационным ресурсам, овладение навыками поиска и оперирования информацией, овладение коммуникативными возможностями компьютерной техники открывают для детей-сирот широкий путь к знаниям, общению, творчеству, повышают шансы их социальной адаптации. В Саратовской областной детско-юношеской библиотеке ребенка проводят по всем ступенькам взаимодействия с «умной машиной»: от поиска и считывания информации до создания собственного информационного продукта и презентация его. Знаменательно, что, поставив во главу угла новые информационные технологии, библиотекари не рассматривают их как абсолют, как единственный ресурс личностного развития, им по душе концепция гуманитарно-технологического равновесия. Поэтому в систему занятий широко включаются материалы по экологии, страноведению, русской литературе, искусству на традиционных и электронных носителях – библиотекари стремятся, чтобы компьютер действительно стал для детей-сирот окном в большой мир, где они найдут свое место. Заведующая библиотекой Т.В. Кучапина
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz