ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей с отклонениями в развитии VIII вида
ст-цы Николаевской Краснодарского края
Заведующая библиотекой
Кучапина Тамара Васильевна
Наше общество переживает период всеобъемлющих и стремительных перемен. Как всегда, в переломные эпохи наиболее уязвимая часть общества – дети. Потеря материальной стабильности, социальная дезадаптация взрослых выталкивает многих детей на улицу, ввергает в ситуацию социального сиротства. Статистика социального сиротства в современной России обозначает масштаб и драматизм явления.
Решение этой кричащей проблемы потребует усилий всего общества, всех его социальных институтов, в том числе, и учреждений культуры. Свой вклад в социальную реабилитацию детей-сирот может и должны вести школьные библиотеки.
При этом школьная библиотека - особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге, «она, подобно Пигмалиону, лепит из него читателя». От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно в детях!
Трудность подростка проявляется в неумении себя вести в соответствии с общепринятыми нормами, в негативном отношении к школе, уклонении от своих обязанностей, грубости, недисциплинированности, одним словом, это человек, которого упустили, не воспитали.
Каковы могут быть влияния книги и чтения на жизнь и самоощущение детей, оказавшийся в сложной социальной ситуации.
Во-первых, книга для трудных детей, конечно, источник знания. Они очень много не добрали в своей детской жизни – впечатлений, знаний, умений, в их сознании огромные познавательные провалы. Для таких детей характерен синдром «суженного сознания» - зацикленности на одном круге впечатлений и переживаний, что приводит к почти полной блокаде ресурса личностного развития. Книга размыкает границы ущербного опыта жизни юных социальных изгоев, переключает эмоциональный регистр впечатлений, обозначает перспективы дальнейшего движения жизни. Одновременно книга обучает приемам познания, помогает систематизировать, упорядочивать хаотичные жизненные наблюдения и впечатления.
Во-вторых, книга может стать очень важным и нужным для этой категории детей ресурсом самопознания и психокоррекции. Ребенку его личная беда представляется непреодолимой и страшной катастрофой и потому пригибает его к земле. Читая о других жизнях и судьбах, часто не менее трудных, сопереживая героям, то, сравнивая, то отожествляя себя с ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность корректировать свои жизненные установки.
Одновременно книга способствует и эмоциональному высвобождению: сплетенные в тугой узел противоречивые эмоции «разворачиваются» под воздействием художественной реальности, приобретают определенную форму, обретают смысл. Очень важна книга «трудным» детям и как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и комфортного для него коммуниканта, который не оттолкнет, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми.
Наконец, очень важна в этом случае эстетическая функция чтения. Книга способна пробудить в ребенке заглушенное уродствами жизни, чувство прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение творческих реакций очень важно, так как поднимает «кризисных» детей в собственных глазах, дает им ощущение жизненной перспективы. Но, разумеется, чтобы весь этот богатейший функциональный ресурс был запущен через направленное педагогическое воздействие.
Сегодня включить книгу в жизнь детей значительно сложнее, нежели в кризисные периоды прежних эпох. Тогда книга была для таких детей практически единственным окном в большой мир и потому вызывала жадный интерес. Сегодня вокруг ребенка множество информационных «окошек» - рекламные щиты и экраны, телевидение, разнообразная телекоммуникационная техника, аудиотехника и т. д. Для ребенка, особенно ребенка с большими духовно-интеллектуальными лакунами в развитии, все это значительно адаптивнее, проще, легче, нежели книга, которая требует сосредоточенных усилий. Дети, втянутые в бродяжничество, дети с ослабленной нервной системой, они не способны на серьезные умные и эмоциональные нагрузки, а зачастую и не желают их, так как привыкли жить без ответственности и усилий. Очевидно, что необходима выработка продуманной стратегии включения этих детей в книжную культуру, опирающаяся на реальное значение их исходных проблем и возможностей.
Самое главное – не упустить время: «…Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть», -писал Сухомлинский. Учиться никогда не поздно, а вот в воспитании то, что не заложено в детстве, невозможно наверстать. И наша главная задача развивать и поддерживать в детях привычку чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
Альберт Лиханов назвал библиотеку последним оплотом, стоящим сегодня на защите детского чтения. Какой же должна быть библиотека?
Главный фактор – та атмосфера, которая царит в библиотеке. Неофициальная, почти домашняя обстановка, уют, отсутствие спешки, необходимые для успокоения детских нервов и душ. Это зона психологического комфорта, где нет напряженности, журнала, оценок, а есть ощущение покоя, защищенности, чувства благополучного дома, которого так не хватает сейчас многим детям в их настоящих домах, в их семьях. В библиотеке ребенок может осознать себя частицей своего народа через знание истории, культуры и традиций своих предков. В нашей библиотеке я стараюсь всеми возможными способами создать такую обстановку: комнатные цветы, уголки чтения по возрастным группам, красочно оформленные выставки, привлекающие на себя взгляд читателей.
Чтобы диалог «ребенок – библиотека» состоялся, не менее важным фактором является личность самого библиотекаря. Это не просто хранитель книг, а человек, всегда доброжелательно настроенный и к детям, и к взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку, знать их интересы, читательские вкусы. Надо уметь спросить у ребенка, что ему понравилось, что он хотел бы почитать: разговорить молчуна, найти подход к замкнутым и стеснительным, расположить к себе любого. Быть педагогом и психологом, чувствовать читателя, плюс созданная в библиотеке комфортная атмосфера – все это дает результат: ребенок вновь и вновь приходит в библиотеку!
В библиотеке он обязательно должен самоутвердиться, занять активную позицию полноправного читателя. Любой ребенок, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может участвовать в ее делах. Самое простое и вместе с тем полезное: поработать в «Книжкиной больнице», подклеить книгу, обернуть учебник.
Другим примером привлечения детей в библиотеку является организация в библиотеке всевозможных игр. Даже пассивные ребята изъявляют желание участвовать в играх. Игра для них – это и образ жизни, и лучший способ научиться чему-либо. Игра, пусть это игра-путешествие с различной тематикой или литературная игра расковывает ребят. Любая игра немыслима без равенства и сотрудничества. Это одна из форм библиотечной работы, максимально побуждающей читателя к общению с книгой.
Совместное чтение, так же как игра служит установлению контакта с ребенком и развитию взаимодействия. Бывает, что совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Стараюсь, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, я, тем самым стремлюсь подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.
Интересное отношение детей к сказкам. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения детей младшего возраста. Знакомясь с ними, они узнают особенности жизни своих предков, учатся доброте и справедливости. Выразительное чтение библиотекаря с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными возможностями. Обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей. Поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передавать характеры её героев. От простого чтения – рассматривания книги я перешла к нетрадиционным формам проведения занятий. Применяю кроссворды к сказкам. Это очень оживляет проведение опроса. Так как слова – ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детей дочитал книгу до конца.
Знаменательна приязнь «трудных» детей к стихам. Не потому, что они много читали поэтических текстов, а в их сознании уравнены стихи и песни, так что они питают приязнь не к поэзии, а, скорее, к ритмизированной речи. Она успокаивает, гармонирует нервные внутренние токи, преобразуя внутренний хаотический «шум» в некую осмысленную «музыку». Интересно проходят конкурсы на лучшего чтеца, в которых участвуют лучшие чтецы с классов.
Периодика – это именно тот пласт, основой для привлечения детей в библиотеку. Журналы, удовлетворяющие их представления о комфортном чтении: «красивые», «много картинок», «крупный шрифт». Чтение здесь не требует особенных усилий, так как можно просто перелистывать, рассматривать картинки, слегка скользить по тексту, особенно не сосредотачиваясь и не дочитывая до конца. В нашей библиотеке большой выбор журналов и газет для детей разных возрастов, которые с увлечением читают все ребята. В библиотеке используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:
- Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
- Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.
Нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения самая разнообразная. Применяю жанр телевизионной игры в оригинальной форме: «Звездный час», интеллектуальное казино: «Что, где, когда», «счастливый случай», игра-путешествие, «Поле - чудес». Театрализованные формы: «Литературно-музыкальные путешествия», инсценировки. Широко использую и такие формы: конкурс рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы. Без помощи ребят мне практически невозможно справиться с огромным объемом массовой работы.
У меня хорошие помощники актив библиотеки. Они с увлечением участвует во всех мероприятиях, проходимых в библиотеке. Есть любители протирать и расставлять книги, ремонтировать. Я стремлюсь, чтобы время, проведенное в библиотеке, было для них интересным отдыхом. Поручаю просмотреть формуляры. Рассматривание читательского документа, заинтересовывает ребенка. Он вспоминает собственное чтение, размышляет о количестве и качестве прочитанного, о содержании и системе чтения.
Эффективной организационной формой общения библиотекаря с читателями являются библиотечные уроки. Одним из важнейших направлений является воспитание информационной культуры чтения. Проводя занятия, учитываю факторы читательского развития школьника.
Сознавая, что дети, выпавшие из семейного «гнезда» и не нашедшие себя в социальной структуре общества, библиотека стремиться вернуть им утраченное ощущение сопричастности своей земле, ее истории и культуре. Дети знакомятся с обрядовой, бытовой, игровой культурой предков.
В школе ведется планомерная и целенаправленная работа по патриотическому воспитанию. В этой работе используются разнообразные пути, средства и формы. Важная роль в воспитании ребят патриотами своей Родины отводится школьной библиотеке. Её задача состоит в том, чтобы пробудить интерес к героическому прошлому нашего народа, воспитать гордость за свою Родину, раскрыть древнюю и современную историю и могущество страны, привить любовь к национальным традициям, используя историко-краеведческую и художественную литературу. Используя библиотечные формы и методы работы, я прививаю любовь и уважение к старшему поколению. Этому способствует изучение героического прошлого нашего народа, традиций, фольклора.
Выбирая направления работы библиотеки я не просто ставлю задачу информационного сопровождения педагогического процесса, но стремлюсь открыть детям новое, то, что пригодиться им в жизни, поможем почувствовать себя более комфортно в наше неспокойное время.
Информационная культура личности.
Хорошее воспитание невозможно без высокого уровня информационной культуры, как педагогов, так и учеников. В наше время обновляется сам характер воспитания, вводятся новые технологии обучения, вариативны способы и программы. Но главным остается умение учиться быстро, реагировать на эти изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию.
К сожалению, вопросам информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса уделяется еще недостаточно внимания. Чаще речь идет только об учебной литературе. Нужна и художественная, и научно-познавательная, и справочная литература, и периодика в самом широком ассортименте.
Фонд нашей библиотеки в основном удовлетворяет запросы наших читателей. Но не малую роль в комплектовании фондов нашей библиотеки, а значит, и в удовлетворении информационного запроса читателей играет подписка на периодические издания: газеты, журналы.
Школьная библиотека выписывает 25 наименований газет и журналов. Но приобретение, сбор и накопление информации одним комплектованием не ограничивается. Прежде чем довести эту информацию читателю, проводится большая внутри библиотечная работа. Это, прежде всего, просмотр, обработка и расстановка поступившей литературы согласно ББК, ведение и работа по совершенствованию справочно-библиографического аппарата. В библиотеке ведется рабата по алфавитному каталогу, картотека учебников, газетно-журнальная картотека, тематические картотеки. Поэтому важно научить ребенка пользоваться этим разнообразным информационным потенциалом, содействовать развитию его и индивидуальных способностей, его общей культуры.
Помочь сориентироваться в современном потоке информации – основная задача библиотеки. Я помогаю учителям в организации учебного и воспитательного процесса. Поэтому педагог и библиотекарь в этом плане едины.
Работа библиотеки направлена главным образом на активизацию чтения учащихся, на повышение культуры самостоятельного выбора литературы и в конечном итоге на воспитание всесторонне развитой личности.
«Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство», - писал Н.А. Рубакин.
Задача библиотеки не просто формирование библиотечного фонда, но и создание условий для читателей при поиске информации в этом фонде.
Библиотека формирует у читателя определенную культуру работы с информацией, получившую определение – информационная культура. «Информационная культура» личности понимается как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, навыков, обеспечивающих самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей, возникающих, а ходе учебно-познавательной деятельности, с использованием как традиционных, так и информационных технологий.
Информационная культура формируется при взаимодействии с библиотечной средой и базируется на библиотечно-библиографических знаниях, знании новых информационных технологий и умении пользования ими на практике.
Информационная библиотечная среда, или библиотека, как мы привыкли её называть, обучает всем этим навыкам и предоставляет условия для их применения.
«Библиотека — это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост», — сказал в 19 веке Александр Иванович Герцен.
«Библиотека — это совокупность условий, способствующих эффективному взаимодействию человека с информацией».
Мы с вами уже знаем, что существует определенный механизм поиска информации в библиотеке. Давайте вспомним, из чего он состоит?
• ББК — существует для систематизации
фонда. Это стройная, научно обоснованная система структурирования знаний.
состоит из отделов и подотделов по принципу от общего к частному.
индекс — цифровое обозначение каждого деления ББК. Проставляется: на книге и каталожной карточке, разделителе на полке и разделителе в каталоге.
индекс смешанный бывает цифровой и буквенный.
СБА библиотеки. Это инструмент поиска информации. Не зная его состава и устройства, не найдешь нужного издания.
Структура:
традиционные каталоги: алфавитный, систематический, предметный.
электронный каталог.
Для каждого вида поиска книг существует свой каталог, у каждого свои цели и задачи.
картотеки: систематическая, тематическая. Для поиска информации, находящейся в периодических зданиям, сборниках, трудах разных авторов.
АПУ — алфавитно-предметный указатель — к СК (систематическому каталогу) для определения раздела каталога.
ЭК — электронный каталог — библиотечный каталог в машиночитаемой форме.
Интернет.
Запись (библиографическое описание) отобранной литературы. Составление списка литературы по интересующей теме и поиск книг и статей в фонде библиотеки по шифру книги.
Что входит в информационную среду библиотеки:
Тексты (первичные документы: книги, брошюры, периодические издания) на различных носителях).
Вторичные документы (цель — в сжатом виде, оперативно оповещать о первичных документах):
Библиографическое описание документа.
Каталоги.
Картотеки.
Энциклопедии, справочники.
Трудно переоценить значение справочных изданий сегодня.
Все они являются важным средством для самообразования.
Любой вариант человеческой деятельности невозможен без информации, он фактически на ней и базируется.
Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать её и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия.
Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого разыскания (по принципу «вопрос — ответ»).
Фонд справочных изданий в библиотеках, как правило, стоит отдельно и находится в непосредственной близости к месту обслуживания читателей либо сосредоточен в читальном зале библиотеки, если таковой имеется.
Эффективность работы со справочными изданиями обеспечивается их структурой, схожей во многом со структурой любой книги.
Давайте назовем основные элементы книги. В энциклопедических изданиях присутствуют не все названные элементы, и текст состоит из словарных статей. Все словарные статьи расположены в алфавитном или систематическом порядке.
Практика выработала много видов справочных изданий. Среди них многотомные универсальные энциклопедии, словари, справочники, путеводители, календари. К настоящему времени сложилась четкая система справочных изданий, которая делится на три крупных блока:
— энциклопедические издания (энциклопедии и энциклопедические словари);
языковые словари;
справочники.
Сегодня мы с вами познакомимся с первым блоком справочной литературы — энциклопедическими изданиями, которые содержат фундаментальные своды знаний.
Они фиксируют современный уровень познания в какой-либо области науки и практики, отражая её максимально полно и всесторонне. На историческом пути развития давались разные определения понятия энциклопедия.
Энциклопедия — от греч. — обучение по всему кругу знаний.
Позднее Вольтер дал более красочное определение — «Вселенная в алфавитном порядке».
Современное определение: Энциклопедия — вид научного или научно-популярного издания, содержащего систематизированный свод знаний в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
Энциклопедии
По структуре различают энциклопедии алфавитные и систематические.
В зависимости от объема информации — условно делят на большие (несколько десятков томов), малые (10—12 томов), краткие (4—6 томов) и 1—3 томные, обычно называемые энциклопедическими словарями.
По специфике отобранного материала энциклопедии разделяют на несколько видов:
■ Универсальные — охватывают все отрасли
знания. Особенность — 40—50% материалов
посвящено стране, выпустившей энциклопедию.
Британская энциклопедия. 32 т. Имеется в Интернете в свободном доступе.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 82 т. + 4 т. дополнений.
Большая советская энциклопедия (БСЭ). 51 т.
Отраслевые (посвящены отдельной области знаний — литературные, технические, медицинские, исторические, музыкальные и т.п.)
Педагогическая энциклопедия, 4 т.
Национальные
Американская энциклопедия
Энциклопедический словарь Мейера (Германия)
Эспаса (Испания)
Региональные (посвящены региону, государству, городу)
Тематические
Лауреаты Нобелевской премии, 2 т.
Библейская энциклопедия
Проблемные
Биографические, в том числе персональные (связанные по всем или нескольким вопросам с одним человеком)
Лермонтовская энциклопедия — в России
Дантовская энциклопедия — в Италии
■ Энциклопедические словари
Различия между энциклопедиями и энциклопедическими словарями достаточно существенны. В энциклопедиях содержание статьи развернуто и многопланово, а в словарях статья лаконична, содержит определение, краткое толкование.
• Географический энциклопедический словарь
• Советский энциклопедический словарь.
Признаки энциклопедии:
Полнота информации по данной теме
Системность изложения в каждой отрасли знания (от высшего к низшему). Ссылки — внутристатейные или в виде отсылочных статей), т.к. это необходимый элемент обеспечения системности энциклопедии.
Научность, т.е. изложение установленных наукой и практикой фактов. И, как правило, без описания авторских гипотез и прогнозов.
Возможная объективность при характеристике понятий, событий, биографических данных.
Фактологическая точность.
Лаконичность и популярность изложения.
Наличие определения (дефиниции) в каждой статье.
Схематичность изложения.
Иллюстрации и карты в энциклопедии как неотъемлемая часть системной научно-справочной информации.
Наличие справочного аппарата: указатели, библиографические и этимологические справки, ударения, библиографические списки.
Из истории:
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они в разных головах. Первые попытки собрать их вместе, в одно целое, как в справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Возникла потребность в своде и классификации знаний. В Древнем Египте своеобразные терминологические словари стали появляться уже в конце Среднего царства (2 четв. II тысячелетия до н.э.). Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все».
Труды энциклопедического характера обнаружены в Китае XII—X вв. до н.э. В Греко-римской античности, которая отличалась универсализацией взгляда на мир, труды Демокрита (V—IV вв. до н.э.) и Аристотеля (IV в. до н.э.) носили энциклопедически всеохватывающий характер.
Постепенно задача «обучения по всему кругу знаний» формулируется с более конкретной целью — сообщить совокупность сведений, содержащихся в «семи свободных искусствах» (грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии). Другие сведения считались практическими и в круг «высокой» науки не входили.
Родоначальником европейской энциклопедии считается римский писатель и ученый М. Т. Варрон — его «Дисциплины (116—27 гг. до н.э.) содержали обширные сведения по «свободным» искусствам (книга 1—7), медицине (кн.8), архитектуре (кн. 9)
В. Цельс (Цельсий) — «Искусства»
Плиний Старший — «Естественная история» в 37 книгах (2493 главы), почти полностью сохранившаяся до наших дней.
В средние века в Западной Европе возникло множество систематических энциклопедий (они имели названия «Обзоров» или «Зерцал», «ком-педиумов», «сумм»). Они служили большей частью учебными пособиями для студентов. Самые известные:
— составленные доминиканским монахом Винцентом Бове (середина XIII в.) — «Всемирная библиотека» или «Великое зерцало» в 80 книгах и 3 частях.
— Флорентийцем Латини «Книга сокровищ» в 3 томах на фр. яз.
— в 14 столетии множество справочников различных типов составлялось в Египте.
— авторитетной в научном плане стала турецкая энциклопедия «Ключ счастья», дающая обзор научных дисциплин по единой схеме: определение области знания — её содержание — основные понятия — пособия для изучения.
— Китайские энциклопедии средневековья тяготели к максимальной дифференциации, систематизации и полноте освещения знаний, например, Энциклопедический словарь 1408 г. включал свыше 20 тысяч книг и сведения о конфуцианстве, истории, астрономии, географии, медицине. Написан был в 3-х экземплярах и все они погибли в пожаре.
В Европе 14-16 веков изобретение книгопечатания стимулировало появление энциклопедий:«Очерки о городских делах» итальянца Р. Маффеи из Вольтеры (Рим, 1506) выдержала 6 изданий. Состояли из 38 книг с описанием современного автору мира, включая географические открытия, биографии знаменитых людей и изложение научных дисциплин.
«Плоды ночной работы, или Полнейшая энциклопедия» И. Рингельберга (1541).
«Энциклопедия, или Круг наук как духовных, так и светских» П.С. Ликийского (1559).
«Исторический критический словарь» фр. философа Э. Бейля (1695—1697).
Одна из наиболее объемных энциклопедий 18 века «Большой полный универсальный лексикон всех наук и искусств» (1732—1750), 68 томов, 750 тыс. статей. Причем французские и немецкие энциклопедии носили гуманитарный характер, а английские уделяли больше внимания естествознанию, технике, математике.
Самая знаменитая энциклопедия Нового времени — «Великая французская энциклопедия», или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, Даламбера и их сподвижников в 28 томах. В том числе 17 томов текста, 11 томов иллюстраций, 5 томов дополнительных, 1 том — указатель. Эта энциклопедия — значительный и качественный скачок в развитии энциклопедического жанра. Именно она определила основные черты энциклопедии, утвердившиеся в 19—20 веках.
«Словарь искусств и наук» (1768— 1771)
«Британская энциклопедия», 3 тома
— «Немецкая энциклопедия», 23 тома Недаром Дидро и Даламбера называли энциклопедистами.
19 век стал периодом создания национальных энциклопедий во многих странах.
В 19 столетии солидными энциклопедическими изданиями стали:
«Столичная энциклопедия» Великобритании в 30 т., сочетавшая в себе предыдущие энциклопедии, систематический и алфавитный способы расположения статей.
«Новая Итальянская энциклопедия» в 25 т.
«Шведская универсальная энциклопедия» в 4 т.
«Энциклопедический разговорный словарь» в Германии.
«Большой энциклопедический словарь Мейера» в 46 т.
Создание межнациональных энциклопедий:
— «Немецко-американская»
— «Новая универсальная энциклопедия всех
сословий».
Укрепились достижения энциклопедистки в России.
первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов, дошедший до нас в «Кормчей книге» (1282 г., запись сделана новгородским священником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей). Словарь включал слова в алфавитном порядке.
в 1431 г. появился в Новгороде словарь «Толкование неудобьпозноваемом в писанных речемь...», который содержал и слова разговорно-бытового характера, кроме церковно-книжных.
в 1627 г. в Киеве появился первый печатный труд П. Берынды «Лексикон славеноросский и имен толкование».
в 16—17 вв. в Московском государстве появляется большое количество азбуковников («алфавиты иностранных речей»). Их можно с полным правом считать типом отечественных энциклопедий. Они включали понятия из различных отраслей знаний и представляли круг знаний, характерный для Средневековья.
Конец 18 века отмечен в России ростом издания словарей и справочников по специальным вопросам:
«Опыт исторического словаря о российских писателях» Н.И. Новикова. 1772.
«Ботанический подробный словарь» А. Мейера. 1781.
«Географический словарь Российского государства» Л.М. Максимовича. 1788.
«Сельский лечебник, или словарь врачевания» М.Д. Чулкова. 1789.
«Лексикон Российский» В.Н. Татищева занимает особое место — этот фундаментальный, но незаконченный труд — первая попытка создания национальной энциклопедии.
«Русский энциклопедический словарь» в 16 т.
20 век:
«Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в 82 томах + 4 тома дополнений — самая крупная из всех дореволюционных энциклопедий, издавалась 1890—1907 гг. Этот словарь имел богатый справочный аппарат и, несмотря на довольно высокую цену, пользовался широким спросом (30 тыс. экз.)
После 1917 года, когда государственной задачей стало широкое просвещение народа, энциклопедическое дело в России получило очень широкое распространение.
Осуществлен выпуск:
«Крестьянской сельскохозяйственной энциклопедии», 7 т.
«Торговой энциклопедии», 5 т.
«Педагогической энциклопедии», 3 т.
А 13 февраля 1925 года было создано специальное издательство «Советская энциклопедия», выпустившее:
«Большую советскую энциклопедию» (1 изд. в 1920—1940 в 66 т.; 2 изд. в 1949—1958 в 51 т.: 3 изд. в 1969—1978 в 30 т.)
«Малую советскую энциклопедию»;
«Мифы народов мира»;
«Русские писатели» — многотомный биобиблиографический словарь и многие другие издания.
Но ни в одной стране мира не было энциклопедий для любознательных детей 9—10 лет. Такая книга вышла впервые в России в 1969 году в 2 томах, а позднее — в 3 томах. Ее название придумал Л. Кассиль «Что такое? Кто такой?».
Поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы, как паруса, — и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Л.Кассиль). Более тысячи ответов дает книга.
В настоящее время справочные издания в библиотеках представлены на традиционных (бумажных) носителях и на нетрадиционных (баз